Минтранс навязывает таксопаркам электромобили и локализованные авто

Минтранс хочет внести поправки в закон о такси. Они больше напоминают попытку субсидировать отечественный автопром за счёт бизнеса, нежели заботу о пассажирах.

 
Минтранс РФ подготовил проект поправок во вступивший в силу с 1 сентября федеральный закон № 580, регулирующий отрасль такси. Министерство предлагает дать всем регионам право устанавливать квоты по доле электромобилей или локализованных в России транспортных средств среди имеющих лицензию для работы в такси машин. Соответствующую инициативу ведомство опубликовало на портале правовой информации.
Городам федерального значения вдобавок к этому позволят ограничивать предельный возраст авто, на которые можно будет получить разрешение на перевозку. Сейчас, напомним, все субъекты Федерации вольны устанавливать дополнительные требования к автомобилям по внешнему виду и экологическому классу.

Не добровольно, а принудительно

Рассмотреть вопрос о наделении региональных органов власти правом прописывать нормативы по количеству электрокаров в сфере такси и каршеринга Кабмину поручил президент Владимир Путин по итогам заседания президиума Госсовета по вопросам развития общественного транспорта ещё в середине сентября этого года.
Минтранс действительно увидел в отрасли такси один из ключевых потенциальных драйверов развития использования авто на электротяге в стране. Создание квот на электромобили позиционируется в качестве дополнительного инструмента стимулирования, которым наделят региональные власти.
 
Как указывается в пояснительной записке к законопроекту, при прогнозируемом количестве электрических такси в регионе операторы сопутствующей инфраструктуры смогут строить долгосрочные планы и разворачивать рентабельные и эффективные сети зарядных станций.
"В свою очередь, создание новой зарядной инфраструктуры будет стимулировать частные лица в переходе на электромобили", — развивают мысль чиновники Минтранса.
 
Важно отметить, что предлагается не модель поощрения за внедрение электрокаров в таксопарки. Бензиновые авто просто не будут вносить в реестр перевозчиков, если не выполняются требования по доле электрокаров среди такси в регионе. Точно так же откажут в выдаче лицензии на импортное авто, если не будет исполнена квота по доле локализованных машин.

Заплатит пассажир

Насколько заинтересован Петербург в применении подобных мер, пока неизвестно: в комитете по транспорту считают преждевременным комментировать ещё не принятые инициативы. Аналитики в свою очередь называют инициативы как минимум неисполнимыми.
"В России сегодня не выпускают столько электромобилей, сколько их хотят видеть в такси", — говорит исполнительный директор ассоциации "Национальный совет такси" Наталия Лозинская.
Вице–президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин полагает, что предлагаемые меры скорее принесут вред. "Любые квоты приводят к нерыночному ценообразованию. В том числе это касается электромобилей и электрозарядок", — объясняет он.
Точно так же эксперты считают неправильным перекладывать на плечи бизнеса обязанность по поддержке отечественного авторынка. По мнению Наталии Лозинской, в текущих условиях было бы эффективнее напрямую дать помощь автомобильным производителям.
"Около 70–80% такси, если рассматривать не только Москву, а всю Россию, — это и есть российский автопром. Сфера и так являлась крупным потребителем российских машин — когда авто были в наличии по приемлемым ценам", — напоминает она.
 
Как уточняет Антон Шапарин, средняя стоимость нового автомобиля сейчас — порядка 3 млн рублей. Издержки на обновление подвижного состава перевозчики неизбежно заложат в стоимость каждой поездки. "Конечно, это создаст сложности, выведет из строя часть парка. Не будет машин — вырастут тарифы", — предупреждает он.

Столицы в комфорте

По состоянию на конец октября в реестре легковых такси, опубликованном на сайте комитета по транспорту Санкт–Петербурга, находятся сведения о 41,9 тыс. машин. Из них представителей локализованных в России моделей (почти все "Лады", "Москвичи", электромобили Evolute и некоторые авто китайского бренда Haval), по подсчётам "ДП", всего около 1,5 тыс. штук, то есть менее 4%. К слову, такси на электротяге, не только российских, но и импортных, в Петербурге едва ли наберётся два десятка.
 
Целесообразность заставлять обновлять таксопарки в городах федерального значения также под вопросом. В Минтрансе поясняют, что на данный момент в реестры могут повторно попадать одни и те же авто возрастом 15–20 лет, безопасность эксплуатации которых, особенно в условиях загруженных городов, вызывает вопросы. Неясно, однако, что вообще побудило министерство озаботиться этой проблемой. В Петербурге, например, более трети всех такси не старше 3 лет, ещё 27% автопарка имеют возраст 3–5 лет. Почти все остальные машины выпущены в период 2014–2015 годов. Около 1,9 тыс. авто (менее 5% от общего числа) произведены с 2010 по 2014 год. А машины старше 15 лет составляют всего 1,2% такси Петербурга.
В Москве ситуация ещё лучше. По данным на начало мая этого года, когда информация последний раз обновлялась на портале открытых данных столицы, там машины возрастом 1–5 лет занимали 70% рынка. А старше 2009 года на тот момент по столице ездило всего 30 машин из 61 тыс. авто — 0,05% от общего числа.

Печать   E-mail